Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы - интерната №23 города Белгорода группы №1 Букреевой Людмилы Николаевны

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи в игровой деятельности.

 Теоретические основы развития речи дошкольников с нарушениями слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха; психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью слышащим ребенком и их учетом в процессе речевого развития неслышащих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Задачей работы по развитию речи глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
В раннем возрасте различия в развитии между слышащим ребенком и с нарушенным слухом очень незначительны. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено. Ребенку нельзя ничего ни сказать, ни объяснить. Его нужно специально научить говорить и понимать речь.
У слабослышащего и слышащего овладение устной и письменной речью идет по - разному. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, а у слабослышащего - эти процессы могут идти параллельно и иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим дошкольникам для общего восприятия в письменной форме на табличках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Поэтому уже на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает в качестве вспомогательной в обучении глухих и слабослышащих детей, помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом - втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и картинками. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.
Речевое развитие дошкольников с нарушением слуха является многоплановым процессом. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения является организация и проведение дидактических игр. Закрепить и систематизировать знания детей, полученные на занятиях, помогают дидактические игры.
Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, эмоциональность. Игра - проявление естественной потребности в деятельности, в которой ребенок познает окружающую действительность. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
В играх с предметами, используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры: игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста.
Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно - печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, домино, разрезные картинки, кубики, пазлы, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья» и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно.
Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используется большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же», «Принеси желтый листик», «Найди глазки») и т.д. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. 
Игры - занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм - занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Но не все игры, представленные в методической литературе, подходят для использования с детьми, имеющими нарушение слуха. Поэтому для применения в своей практике дидактических игр, мы адаптировали и оформили картотеку игр по развитию речи детей с нарушением слуха. Данные игры можно использовать как на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободной деятельности.
    Дидактические игры проводятся еженедельно. Основной целью - является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения ряда конкретных задач:
- усвоения значения и накопления слов;
- обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения;
- овладения разными формами речи;
- развития связной речи.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие речи, реальное ее использование в условиях общения является организация слухоречевой среды в группе и семье. Поэтому в группе создается слухоречевая среда, предполагающая постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Основными условиями создания слухоречевой среды являются: - мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
- формирование у детей потребности в речевом общении;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; - побуждение детей к активному применению речи; - контроль взрослых за речью детей.          
На различных занятиях с использованием дидактических игр учим подражать артикуляции педагога, произносить по подражанию лепетные и полные слова.  (Кто это? Это кукла, мишка, самолет, мяч, юла, дом, кубики, зайка. Покорми, упал, ест, лежит, поймал.  Большой (ая), маленький (ая). У кого? У меня. Где? Тут. Там. Вот.)
Речевую активность ребенка поддерживаем и стимулируем, помогаем ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать таблички с напечатанными словами, устное говорение педагога.В ходе специально организованных занятий в игровой, занимательной форме учим ребенка всему тому, что должен уметь его слышащий сверстник; а также проводим специальную работу по развитию его речи, остаточного слуха, обучению чтению, формированию произносительных навыков; развиваем интерес к занятиям, учим преодолевать трудности и радоваться своим победам.  
 

8 мая 2024 в 18:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.