Актуальность
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха значительно осложняет социальное развитие детей. Если слышащие дети получают представления об окружающем мире, о самом себе, об окружающей действительности при общении друг с другом, со взрослыми, то для детей с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей, формирование нравственных представлений и чувств. Дети дошкольного возраста с нарушением слуха испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями в овладении психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой.
Наиболее эффективной формой воспитания и обучения, социальной адаптации является игра-драматизация, так как дети с нарушением слуха особо чутко реагируют визуально: на содержание картинки, движение, язык телодвижений и мимики.
Игра-драматизация – это проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку, что дает возможность к самовыражению, создает условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.
Цель педагогической деятельности
Специфика коррекционно-воспитательной работы в нашей группе с детьми, имеющими нарушения слуха, направлена на организацию индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом их возрастных особенностей, степени выраженности дефекта и вторичных отклонений, вызванных нарушением слуха, а также с учетом характера, особенностей темперамента и направленности интересов каждого ребенка.
Главная цель работы по организации игры-драматизации, прежде всего, состоит в обеспечении условий для обучения и игровой деятельности, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели мы реализуем следующие задачи:
- способствовать укреплению физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечивать всестороннее развитие личности;
- формировать коммуникативные функции речи;
- развивать словарь детей;
- преодолевать социальную недостаточность через различные виды деятельности.
Виды театрализованных игр
В работе с детьми мы используем все виды театрализованных игр. Они делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры - драматизации.
К режиссерским играм в детском саду относятся настольный, теневой, магнитный театры, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует и изображает за него, (за него) интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он играет неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы Би-ба-бо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Виды драматизации
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе предложенного текста;
- инсценировки произведений;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Средства образной выразительности
Активное использование педагогами нашей группы различных творческо-игровых заданий помогает детям овладеть следующими средствами образной выразительности:
1. Интонации. Проводим индивидуальную работу над интонацией, добиваясь выразительности речи. Задание: «Как кричит кошка?» «Мяу-мяу» (протяжно). «Как кричит собака?» «Ав-ав!» (громко). «Как кричит мышка?» «Пи-пи» (тихо).
2. Позы. Предлагаем детям позой изобразить различных героев сказки (старый дед сгорбился, заяц прыгает, сложив лапки , топает большой медведь…)
3. Жесты. Начинаем с простых сценических заданий: как можно жестом показать состояние или ощущение человека (колобок горячий, заяц боится, вкусный колобок и т.д.); следующие упражнения могут включать несколько действий (посадил репу, испекла колобок и т.д.)
4. Мимика. Учим детей по выражению лица (глаза, брови, губы) определять настроение героев сказки. С помощью мимики предлагаем детям выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (лиса съела вкусный колобок, дед устал, хитрая лиса, сердитый волк, трусливый заяц).
5. Пантомимика. В ней сочетаем пластические позы, жесты, мимика. Детям предлагаем выбрать роль любого персонажа, не называя его, и показать. Остальные дети угадывают.
Этапы подготовки
Решение поставленных задач осуществляется системно, поэтапно, всеми участниками воспитательно-образовательного процесса - это воспитатели группы, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
На первом этапе осуществляется:
- выбор литературного произведения;
- знакомство детей с сюжетом сказки через рассматривание иллюстраций, картинок в разном художественном исполнении, выделяя персонажей;
- чтение литературного произведения;
- беседа по содержанию произведения;
- создание костюмов, декораций, атрибутов;
- распределение ролей между детьми;
- драматизация литературного произведения.
Виды деятельности
Образовательные, воспитательные и коррекционные функции реализуются через все формы сотрудничества в игровой, практической и других видах деятельности, в режимных моментах. Освоение ребенком мира ближайшего окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной и образовательной деятельностях. Так, при работе над изучением и обыгрыванием каждой из сказок нами используются самые разнообразные виды деятельности: через практическую деятельность дети знакомятся со смысловой стороной слова (посадил, испекла, нюхает и т.д.); в подвижных играх и играх с творческими заданиями формируется умение детей передавать характерные особенности животных, сказочных персонажей; в дидактических играх, режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности дети закрепляют понятия о величине, вкусе, качествах предметов из сказки; через художественное творчество (совместное или самостоятельное) закрепляется содержание, последовательность сказки, отражается отношение к героям сказки, осуществляется поиск средств выразительности их характера и т.д. Дети передают в своих рисунках различные эпизоды, сюжеты сказок, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сценки, конструируют дома.
Результативность
После того, как дети достаточное время поупражнялись над актерской техникой, мы предлагаем им самую сложную, но самую интересную игру – драматизацию. Начать можно с того, что сказочный персонаж приносит в волшебной коробке готовые атрибуты к сказке. Появление атрибутов всегда вызывает радостную реакцию детей, потребность самим называть персонажи. Пока дети рассматривают и примеряют атрибуты можно еще раз повторить название персонажей. При распределении ролей мы учитываем индивидуальные особенности детей, их желания и возможности. После того, как все будет готово можно показать спектакль детям других групп или родителям на утреннике или развлечении, чтобы они смогли наблюдать творческий потенциал ребёнка, насколько их дети артистичны и раскованы. Самое главное, что участие в таких постановках, доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Педагоги группы создают все необходимые условия для воспитанников, чтобы сделать игру интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные игровые навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации.
Список литературы:
Головчиц Л.А. «Дошкольная сурдопедагогика», М., Владос, 2001 г. 2. Т.В. Боскис Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей. М.: 1968.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: 1963.
Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.
Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом», М,. Владос, 2018 г.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Яхнина Е.З., «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха», М., Владос, 2003 г.