Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы - интерната №23 города Белгорода группы №1 Букреевой Людмилы Николаевны

«Руководство педагогом сюжетно-ролевой игрой в группе детей с нарушением слуха»

Современная психология утверждает, что становление человеческой личности происходит в процессе деятельности - игровой, учебной, трудовой. Для детей дошкольного возраста такой деятельностью является в первую очередь игра вообще и сюжетно-ролевые игры в особенности.
Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью ребенка. В ходе игры ребенок овладевает накопленным людьми опытом. Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития - к обучению в школе.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».
В жизни ребенка с нарушениями слуха роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Игровая деятельность имеет особо важное значение для их общего и речевого развития, так как формирующаяся в ней способность замещения одного предмета другим, как бы подготавливает овладение знаковой функцией слова и возможность оперировать им в процессе речевого мышления. Игра является важнейшим условием всестороннего развития детей с нарушениями слуха, одним из основных средств их воспитания.
Дети с нарушениями слуха играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях.
Однако наряду с этим игры глухих и слабослышащих детей имеют ряд особенностей, отличающих их от игр слышащих детей:
Игры отражают реальную действительность, однако они несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи.
Менее обобщенно, чем слышащие, отражают ту или иную сторону действительности, они не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредоточить внимание на воспроизведении особенностей, которые имеют второстепенное значение.
Не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются в их играх. Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями.
В играх можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий - одних и тех же слов, одних и тех же ролей, исполняемых одними и теми же детьми, стремление полностью воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремление к простому повторению предыдущих игр на эту тему.
Для глухих и слабослыщащих детей характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями.
Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности.
Все эти особенности игровой деятельности, по-видимому, могут быть объяснены задержанным развитием речи, ограниченными возможностями словесного общения. Недостатки развития смысловой стороны речи глухого ребенка, обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного речевого развития детей. Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом. Подбор тематики, определение содержание игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их значение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения. Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т.д.), сформировать сенсорные эталоны. Тесные связи могут быть установлены между игрой и занятиями по развитию речи, когда сурдопедагог проводит беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки - самоделки, в которых дети иллюстрируют содержание игр. Речевой материал игр уточняется, включается в различные виды речевой деятельности, что обеспечивает его усвоение и создает предпосылки пользования им в игре. Такой вид игр, как игры - драматизации, предполагает тесную взаимосвязь сурдопедагога и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакомились на занятиях по развитию речи. Наиболее важным условием формирования игры глухих и слабослышащих дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно - логического мышления. Вследствие этого игра имеет первостепенное значение для формирования специфически человеческих процессов мышления, а также волевой, сознательной регуляции человеческих отношений.
Чтобы обучение детей с нарушением слуха игровой деятельности было эффективным, необходимо учитывать условия, благоприятно влияющие на ее развитие:
- достаточный ассортимент игрушек в группе;
- игрушки должны быть расположены на видном месте, так, чтобы детям было удобно ими пользоваться;
- должны быть в наличии несложные костюмы или элементы костюмов так как это помогает им войти в роль, перевоплотиться;
- необходимо знакомить детей с всевозможными вариантами использования и обыгрывание каждой игрушки;
- необходимо учить их многообразно использовать в игре предметы, показывая, как использовать один предмет в разных ситуациях, опираясь то на одно его свойство, то на другое;
- необходимо использовать поделки детей, предметы - заменители.
Для того чтобы у детей возникла игра, необходимо, во-первых, чтобы жизнь их была насыщена впечатлениями, которые могли бы быть отражены в игре, явились бы ее содержанием, и во-вторых, чтобы дети умели пользоваться игрушками и с их помощью отображать то, что почерпнули из окружающей их жизни, передавать творчески переработанные ими впечатления.
Обучение детей каждой новой игре состоит из нескольких этапов:
1) Экскурсия, цель которой - познакомить «детей с тем, во что они потом будут играть. Детям рассказывают, куда и зачем они идут, что увидят или что будут делать.
2) Беседа по картине, где закрепляется то, что дети узнали на экскурсии. При этом нужно ставить им такие вопросы, ответы, на которые требуют не только внимательного рассматривания картины, но и привлечения собственного опыта детей, полученного ими на экскурсии.
3) Рисунки детей, с изображением того, что понравилось на экскурсии.
4) Дидактические игры с элементами сюжета.
5) Обыгрывание игрушек, которые дети будут использовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей адекватно пользоваться ими.
6) Изготовление совместно с детьми атрибутов и научить детей способам их игрового использования.
7) Самостоятельное рассматривание детьми картин и рисунков детей по теме позволяет систематизировать впечатления и знания. 
8) Презентация повысят интерес детей к игре и вызовет у них желание играть.
9) Повторная экскурсия уточняет представления детей и расширяет их знания.
Руководство играми - трудное и сложное дело. Чтобы мастерски руководить играми, нужно очень хорошо знать не только особенности игры и закономерности ее развития, но и детей, их возможности, потребности, интересы. Руководство не должно носить форму декретирования и приказа, а должно осуществляться очень эмоционально, чтобы ребенку самому захотелось с вами играть, вам подчиняться, чтобы взрослый был не просто руководителем, но и участником игры. Только тогда ребенок будет видеть во взрослом товарища, помощника, только в этих условиях создается та непринужденность и тот контакт, при котором можно благотворно влиять на ребенка, наиболее плодотворно и эффективно его воспитывать. Только в этом случае игра становится средством воспитания детей и в ходе ее создаются условия для их развития.
Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.


 

9 декабря 2022 в 12:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.