Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы - интерната №23 города Белгорода группы №1 Букреевой Людмилы Николаевны

Роль развивающего пространства на формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением слуха.

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, коммуникативных навыков, обогащение представлений об окружающем мире, становление игровой, познавательной и трудовой деятельности.

Известно, что по уровню речевого развития дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников. Ребенок с недостатками слуха, в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в коммуникативном общении во всех направлениях игровой деятельности. Принимая во внимание важность коррекции трудностей в общении и развитии речи у детей с нарушением слуха, особое внимание уделяется эмоциональному состоянию, снятию тревожности, устранению страха, сплочению детей для совместных действий и игр.

Коммуникативное развитие слабослышащих детей во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социально-коммуникативным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Быть коммуникабельным-значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.

В Федеральной программе развития образования в РФ отмечается, что сегодня одним из главных условий развития дошкольного образования выступает формирование развивающей среды, что способствует наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением слуха зависит от того, насколько целесообразно создано развивающее пространство, т.к. оно является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей.  Создание коррекционно-развивающей среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы и, что очень важно, развитие коммуникативных навыков.

Главной особенностью дошкольников с нарушением слуха являются серьезные трудности в ознакомлении с окружающим миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Чтобы игра стала эффективной для коммуникации слабослышащего ребенка, необходимо обеспечить выполнение следующих педагогических условий: специально подобранные игры с знакомой детям ситуацией; педагог выступает в качестве создателя игровой среды, выстраивает ключевые принципы ее функционирования, привносит ситуации, на основе которых осуществляется взаимодействие игроков, контролирует развитие игры и подводит ее итоги.

Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон, развивают ориентировку в пространстве, в последовательности событий, развивают психические процессы детей: внимание, память, мышление, познавательную и речевую активность.

Насыщенное развивающее пространство и образовательная среда становятся основой для речевого развития, организации увлекательной и содержательной жизни, позволят ребенку легче адаптироваться в группе, создадут безопасное место для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе.

Развивающее пространство групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения должны соответствовать требованиям ФГОС ДО (Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования) к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть:

- содержательно-насыщенной (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы); - трансформируемой (возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации); - полифункциональной (возможность разнообразного использования); - вариативной (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала); - доступной (свободный доступ к игровым пособиям); - безопасной (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Основным содержанием образовательной деятельности для дошкольников с нарушением слуха, является наглядный материал: таблички и картинки, которые используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. Наборные полотна сделаны из долгосрочных материалов: дерева и пластика, находятся на уровне глаз детей и в прямой доступности. Все таблички заламинированы и имеют соответствующий шрифт. Картинки яркие и красочные по всей тематике предусмотренной программой.

При построении и обогащении предметно-развивающей среды учитывается гендерный подход, то есть игровые интересы мальчиков и девочек: куклы, машинки, разнообразные конструкторы, строительный материал. Очень много настольно-печатных, развивающих игр, моделей, игрушек с магнитами, предметов для опытно - поисковой деятельности, материалов и игр по сенсорному развитию.

Нашим воспитанникам необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Создание интерьера помещений, где осуществляются эти функции, носит специфический характер. Раздевалки, спальни и умывальные комнаты, также является частью развивающего пространства группы. С их помощью решаются такие задачи, как закрепление навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, желания помогать друг другу; закрепление коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью.

Развивающая среда постоянно обновляется и расширяется совместными усилиями участников образовательного и воспитательного процесса.

Целенаправленно организованное развивающее пространство в группах играет большую роль на формирование коммуникативных навыков и на развитие и воспитание детей с нарушением слуха. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, развивает речь, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Литература:

1. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ / под ред. Н.В. Микляевой – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2.  И. Ф. Губанова, Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. / И. Ф. Губанова - М.: Мозаика - Синтез, 2015.

3. А. И. Захаров, Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М.: 1993. 4. Т. И. Обухова, Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. / Т. И. Обухова // Учебно - методическое пособие. - Мн.: БГПУ. 2005.

9 декабря 2021 в 17:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.