Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы - интерната №23 города Белгорода группы №1 Букреевой Людмилы Николаевны

«Преодоление коммуникативных нарушений в игровой деятельности у дошкольников с нарушением слуха средствами коррекционно – развивающей среды»

Коммуникативное развитие слабослышащих детей во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно - развивающая среда, так как она является не только социально - коммуникативным фактором общего развития, но и фактором коррекционно - развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Быть коммуникабельным - значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.

В Федеральной программе развития образования в РФ отмечается, что сегодня одним из главных условий развития дошкольного образования выступает формирование развивающей среды, что способствует наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением слуха во многом зависит от того, насколько целесообразно создано развивающее пространство, т.к. оно является важным реабилитационным и социально - адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Создание коррекционно - развивающей среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы и, что очень важно, развитие коммуникативных навыков.

Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка, организации увлекательной и содержательной жизни. Организуя коррекционно - развивающую среду для слабослышащих дошкольников, необходимо помнить, что среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Чтобы слабослышащему ребенку было легче адаптироваться в окружающем мире, в социализации и интеграции в школу необходимо, чтобы он был раскрепощен, социально активен и коммуникабелен.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поэтому в настоящее время педагоги должны включать в план работы занятия, игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения.

Коррекционно - развивающая среда систематически пополняется различными видами дидактических и развивающих игр, моделями, игрушками с магнитами, настольно - печатным играми, материалами по сенсорному развитию - для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки и самообладания, а также способствуют формированию в каждом ребенке социально адаптированной личности и развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Организация коррекционно - развивающего пространства, является очень сложной задачей. Во - первых, в групповых комнатах должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и игровой деятельности. Во - вторых, педагоги он должны учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. Оформление интерьера, удобная мебель, таблички, яркие картинки, интересные пособия и игрушки, это немаловажные детали для успешной работы с детьми. Таким образом, коррекционно - развивающая среда выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка и должна вовлекать его в образовательный процесс, обеспечивая максимальный психологический комфорт.

Для того чтобы преодолеть коммуникативные нарушения у дошкольников, используются средства коммуникации, которые направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним. Весь подобранный материал: игры, пособия, книги способствует формированию элементарных правил ведения диалога, правил и норм поведения в игровой коммуникативной ситуации. Совместные игры с ровесниками, диалоги с взрослыми и другими детьми позитивно влияют на формирование взаимодействия и взаимоотношения, что и отражается на коммуникативных навыках. Основными методами служат беседы, коммуникативные ситуации и игры, игровые приемы, работа с текстами устного народного творчества, литературных произведений.

Коррекционно - развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально - адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии.  Она имеет существенное отличие от предметно - развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением слуха для дальнейшего обучения на всех ступенях образовательного процесса.

Создание коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы и, что очень важно, развитие коммуникативных навыков.

К основным базовым компонентам предметно - развивающей среды относятся:
- природное окружение и его объекты;

- оборудование и атрибутика;

- физкультурно - развивающие модули и оборудование;

- системные блоки оздоровительных комплектов;

- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

- игры - драматизации;

- театрально - музыкальные салоны и блоки;

- коррекционно - развивающие и коррекционно - компенсаторные дидактические игры и тренинги;

- дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты;

- коррекционно - развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Организуя коррекционно - развивающую среду для слабослышащих дошкольников, необходимо помнить, что среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес.  В ее организации учитывается «зона ближайшего развития» каждого малыша, коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Разговаривая с ребенком, необходимо следить за своей речью: четко выговаривать сложные слова, правильно и лаконично строить фразы с опорой на наглядные средства обучения (таблички, картинки, предметы), использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задач совместной игровой деятельности детей.

Педагоги должны учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно - развивающей среды, и праве каждого малыша на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно - развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию.

Ведь безопасность предметно - развивающей среды - это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Ведущей моделью общения и освоения мира для детей, безусловно, является игра. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познает, что такое хорошо и что такое плохо. Игра помогает маленькому человеку освоиться в том обществе, где он живет, включая культурные традиции, взаимоотношения и роли.

Основными условиями эффективности развития игр являются такие направления, как:

- свободное и добровольное включение детей в игру;

- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;

- игра должна положительно воздействовать на все сферы ее участников;

- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;

- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

- не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность;

- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.

Особое внимание уделяется работе по преодолению нарушений коммуникативных средств общения. Для этого используются словесные и дидактические игры с целью обогащения словарного запаса, формирования грамматически правильной речи, интонационной выразительности, и, самое важное с целью формирования навыка использования уже имеющихся коммуникативных средств в межличностном общении со сверстниками. В ходе таких игр, как: «Транспорт», «Кто где живет?», «День рождения куклы Кати», «Похоже - не похоже», «В гостях у Чиполлино», «Едет, плывет, летит», «С какого дерева лист?», «Чей хвост?», «Сад, огород» и другие, дети учатся анализировать получаемую информацию и оперировать ею. Они являются стимулирующим фактором развития их речевой активности.

Кроме словесных игр, используются игры - драматизации, инсценировки, в которых разыгрываются как эпизоды, так и целые сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Три медведя» и другие. Дети получали возможность проявить инициативу, принять на себя ту роль, которая им нравится. В таких играх и подготовках к драматизациям дети овладеют навыками речи как средствами воздействия на партнера по межличностному общению. Акцентируется внимание к значению ролевых высказываний, их интонационному рисунку, темпу и модуляции голоса. Материал для игр - драматизаций и инсценировок отбирается в соответствии с календарно - тематическим планированием работы воспитателя и учителя - дефектолога.

Так же ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является сюжетно - ролевая игра. В процессе этой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. В процессе сюжетно -ролевой игры дети развивают сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. Особенностью этих игр является то, что в них вводятся правила игрового взаимодействия, в результате возникает речевое взаимодействие участников игры - диалог. В ежедневной работе с детьми используются такие игры как: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «В автобусе», «Кукла идет гулять» и другие.

Коррекционно - развивающую среда систематически пополняется развивающими играми, моделями, игрушками с магнитами, настольно - печатными играми, предметами для опытно - поисковой деятельности, материалами по сенсорному развитию, образами героев для пальчикового, кукольного театра, карточками для определения эмоций и чувств человека, озвученными игрушками.

Необходимо отметить, что систематическое дополнение и усовершенствование коррекционно-развивающей среды, использование разнообразных методов и приемов, специально организованное коммуникативное обучение и умение педагогов создать благоприятные условия для игровой деятельности слабослышащих детей,  способствует целенаправленному формированию коммуникативной деятельности, которое обеспечивает возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных игровых ситуациях.

5 мая 2020 в 22:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.