Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы - интерната №23 города Белгорода группы №1 Букреевой Людмилы Николаевны
«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ через изодеятельность»В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Чтобы помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность, сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира, освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения, развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству, необходимо сформировать у детей коммуникативные навыки. Коммуникативные навыки - это навыки общения друг с другом словесно или без слов: посредством жестов, языка телодвижений или мимики. Эффективные коммуникативные способности являются фундаментом успеха во многих областях жизни. Известные отечественные психологи, такие как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Лисина М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б., считали общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека: организация совместной деятельности, обеспечение психологического комфорта личности, управление поведением и деятельностью, удовлетворение потребности в общении, самоутверждение. При этом коммуникативные навыки важны для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации не только для здоровых детей, но и для детей с ОВЗ. Значительную роль в формировании коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства (в рисовании, лепке, аппликации) обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно - познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей. В системе коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее. Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Иногда, не зная технических приемов, дети сами пытаются найти их. Чаще это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает изображаемый предмет, не позволяет видеть появляющиеся линии, происходящие в работе изменения. В результате форма предмета искажается, вызывая огорчение маленького художника. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное. В программах по изобразительному искусству предусматриваются традиционные художественные техники. Актуальность моей работы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Я знакомлю детей с разнообразием нетрадиционных способов изображения предметов и явлений, их особенностями, многообразием материалов, используемых детьми, учу на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, данная работа: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями, как средство развития технических умений и навыков, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день и решает такие задачи, как: - развитие у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия; - расширяет представления о многообразии нетрадиционных техник изодеятельности; - учит детей самостоятельно выбирать материал и умело его использовать; - помогает детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками; - развивает творчество, фантазию, выбор тематики; - активизирует речь детей, обогащает и расширяет словарь; - развивает чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу; - учит сопереживать настроению, переданному в своей работе. Как правило, изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым и др. Все эти мотивы побуждают изобразительную деятельность у детей. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место, например, введение новых материалов или способов изображения (рисование свечей, нитью, пластилином, пластика из цветных бумажных салфеток и др.) стимулирует интерес к материалу. При условии систематического использования изобразительного материала ребенок под руководством взрослого овладевает элементарной техникой работы. Действия ребенка с материалом становятся достаточно свободными, смелыми и уверенными. Он смело и самостоятельно изображает, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности. В моей работе с детьми используются следующие направления деятельности: - «Бумажная пластика» и «Обрывная аппликация». Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция. - «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А «графия» - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. -«Цветная вата» и рисование «Ватной палочкой». Принцип данной техники заключается в создании изображения способом аппликации. Используемым материалом являются ватные листы, диски и рисование ватными палочками. -«Веселая акварель». Данное направление программы знакомит детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства. - Рисование свечой. - Рисование манной крупой и солью. - Рисование ладошками. - Аппликация из крученых салфеток. - Рисование картофельными штампами. - Рисование по трафарету с помощью валика или поролоновой губки. - Аппликация из пуговиц и многие другие. Посредством таких занятий у детей с ОВЗ формируются коммуникативные навыки, речь, мышление, воображение, т. е, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Использование нетрадиционных способов - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. 13 сентября 2019 в 10:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.