Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы - интерната №23 города Белгорода группы №1 Букреевой Людмилы Николаевны

«Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха в игре - драматизации»

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения!»

(Антуан де Сент Экзюпери)

Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких - либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.

Коммуникативные навыки - это умение взаимодействовать с иными людьми, правильно трактуя получаемую информацию, а кроме того, верно передавая ее. Для детей дошкольного возраста коммуникативные навыки обнаруживаются в возможности взаимодействия со взрослыми, а также взаимодействия со сверстниками, в умении содействовать друг другу в трудных моментах и умении регулировать межличностные взаимоотношения.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, обогащение представлений об окружающем мире, становление игровой, познавательной и трудовой деятельности. Также происходит активное формирование речи, которое способствует развитию коммуникативных навыков у детей. Но у детей с нарушением слуха речь без обучения никак не формируется, а, следовательно, коммуникативные навыки тоже. Часть слабослышащих детей понимает элементарную обращенную речь в обстоятельствах установленной ситуации, а другие осознают только лишь выученные слова. Некоторые слабослышащие дети с детальной фразовой речью способны сознавать обращенную речь за пределами ситуации. В общении, слабослышащие дети, широко пользуются указаниями на объекты и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами. Создание наиболее эффективных условий формирования личности слабослышащего ребенка, включение его в общественно - полезную деятельность и социально активную жизнь, предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Известно, что по уровню речевого развития дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников. Решая задачи развития речи детей с нарушениями слуха, педагоги должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы. Ребенок с недостатками слуха, в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в коммуникативном общении во всех направлениях обучающей деятельности.

У детей с нарушением слуха коммуникативные навыки формируются в процессе всей образовательно - коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими - достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно детям приходится обращаться к кому - то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

Опыт работы со слабослышащими детьми показал, что словесные формы, которыми пользуются дети, бедны. Поэтому необходимо проводить специальное обучение формам общения, учитывая возрастные особенности, и сохраняя единые речевые ситуации. С целью адаптации слабослышащих детей в среде слышащих и подготовки их к свободному общению подбирается единый речевой материал по определенным темам для индивидуальных занятий. Отбираются для каждой темы слова и фразы. Работа над словом и фразой ведется в процессе составления связных высказываний по данной теме. Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для социально -коммуникативного развития на основе игровой деятельности детей. Следовательно, при использовании системы игровых мероприятий в работе с детьми с нарушением слуха повысится уровень социального общения и поведения. Целью нашей работы, является оказание практической помощи детям с нарушением слуха и нормой развития в социальной адаптации, через использование игровых технологий. В дошкольном возрасте закладываются основы всей коммуникативной сферы человека, а недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ребенка.

Приоритетным методом социализации, несомненно, является игра, с помощью которой дети с нарушением слуха в естественных для них условиях приобретают навыки социального общения и поведения в обществе. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет большое значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно - развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с нарушением слуха, формирует у ребят знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из - за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это является первостепенной задачей педагога на пути к развитию коммуникативных навыков детей.

В специальной работе по развитию коммуникативных навыков, слухозрительного и слухового восприятия речи, и ее произносительной стороны широко используется моделирование типичных ситуаций общения, отраженных в диалогах игры -  драматизации. Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно - ролевой игрой. Игры глухих и слабослышащих детей опираются на закономерности игр слышащих.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературных произведений (сказок) или театрализованного представления. Овладение игрой связано со знакомством со сказками, которые предлагаются педагогам в «Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста» авторы Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова и Н.Д. Шматко. Это такие сказки, как: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба» и др.

Подготовка к проведению таких игр также требует участия и учителя - дефектолога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий, т. е. использование наглядного материала (показ картинок, презентаций, видеофрагментов, мультфильмов, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводятся беседы для того, чтобы убедиться в том, что дети правильно поняли сюжет. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми.

Для закрепления результата, дети могут пересказать текст полностью, по частям и по ролям. Только когда учитель - дефектолог убедится в том, что каждый ребенок понимает, что было описано в сказке, тогда можно приступать к драматизации. Необходимо выяснить действия персонажей, их последовательность; подобрать костюмы, распределить роли.

Задачей для учителя - дефектолога и воспитателя становится привить детям интерес к драматизации. Им необходимо помнить о том, что каждый ребенок - уникальная личность и вносит в роль свой характер; детское творчество носит игровой характер, который сохраняется, когда разыгрывается литературный сюжет.

При руководстве педагога эти игры носят образовательный, развивающий, воспитательный и коррекционный характеры. Драматизация развивает в детях любовь к литературе, родному слову, обогащает впечатлениями. В игре - драматизации происходит непосредственное развитие речи, так как детям нужно проговаривать диалоги, объясняться на репетициях, распределять роли. Участие в инсценировке представляет детям простор для творчества, инициативы. У участников действия развивается воображение и память, так как каждому герою нужно представить себя персонажем, понять его действия, запомнить слова, проникнуться чувствами - создать полный образ героя.

И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли.

Благодаря необычному сказочному сюжету игры - драматизации мы имеем возможность заинтересовывать детей, так как у них возникает естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, что заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Подготовку к драматизации можно осуществлять на занятиях по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности (подбор музыкального сопровождения, разучивание песен, создание костюмов, рисование декораций, изготовление масок). При подготовке к спектаклю воспитатель и учитель - дефектолог помогают детям выбирать костюмы, рисовать декорации, обыгрывать диалоги, распределяют роли. К концу года дошкольники старшего возраста могут самостоятельно выбирать роли, делать костюмы и атрибуты, выбирать сказку. В процессе этой работы дети развивают свой активный лексикон, учатся взаимодействовать в команде, заниматься общим делом; у детей появляется уверенность в себе, своих силах, они творчески комбинируют полученные умения и навыки.

Задачей педагога становится поддержание интереса к будущему представлению, это и есть - умелая регуляция самостоятельной деятельности детей. При хорошем руководстве игра - драматизация может стать эффективным средством эстетического воспитания.

Одним из аспектов деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта детей. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо последовательно усложнять игровые задания. Для этого нужно действовать по следующим ступеням:

игра - имитация отдельных действий человека, животного;

игра - имитация цепочки последовательных действий с передачей эмоций героя;

игра - имитация образов знакомых сказочных персонажей;

игра - импровизация под музыку;

однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем;

ролевой диалог героев сказок;

однотемная игра - драматизация с несколькими персонажами.

В процессе игры дети целенаправленно побуждаются передавать эмоциональное содержание сказки (радость, удивление, огорчение, разочарование, восхищение) в достаточно естественной и эмоциональной речи при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз, позы, телодвижений, пространственно - временной организации общения и др. Они помогают лучше понять идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Использование естественных невербальных средств коммуникации облегчает понимание речи собеседника, помогает ребенку акцентировать ту или иную часть вербального сообщения и поддерживает контакт между собеседниками.

При правильном и последовательном руководстве взрослых, игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с нарушением слуха. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Перед педагогами стоят следующие задачи:

  формировать коммуникативные навыки;

  работать над речевым развитием детей: развитие вербальной и невербальной речи, обогащать словарный запас;

  учить вести диалогическую речь, совершенствовать выразительность речи;

  развивать коллективные действия и взаимодействия;

  пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

  совершенствовать артистические навыки детей: интонационную выразительность речи и эмоциональность;

  развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

В нашей группе созданы все условия для ознакомления и обучения детей игре - драматизации.

«Театральный уголок»;

различные виды театров: би-ба-бо, теневой, настольный кукольный, настольный театр мягкой игрушки, театр в картинках, пальчиковый, магнитный театр и др.;

реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма, костюмы, маски;

иллюстрированные сказки, адаптированные для детей с нарушением слуха;

атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации;

  картотеки игр - драматизаций, упражнений на речевое дыхание и артикуляционной гимнастики;

  таблички со словами и фразами героев сказок.

Оборудование игрового театрального уголка соответствует возрасту детей и основным задачам игровой деятельности на каждом этапе обучения игре - драматизации.

Еще одним, не мало важным, аспектом нашей работы является включение игр -драматизаций в сценарии утренников, чтобы родители смогли наблюдать творческий потенциал ребёнка, насколько их дети артистичны и раскованы. Самое главное, что участие в таких постановках, доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Педагогам необходимо постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитывать доброе отношение детей друг к другу и доверие детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий педагога и детей, и должны сопровождаться улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Из этого следует, что повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию социально - коммуникативных навыков. Педагогам необходимо создать все необходимые условия для воспитанников, сделать игру интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные игровые навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации.

При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха дошкольного возраста осуществляется при активной речевой деятельности. Для формирования коммуникативных навыков необходимо организовать ребенку речевую среду, чтобы ребенок мог практически использовать речевой материал в игровой, познавательной и практической деятельности, а также необходимо научить ребенка самостоятельно высказывать собственные потребности, просьбы, желания, мысли и чувства.

 
15 апреля 2019 в 12:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.